Когда гулял вечером, подумал, что в городе (кроме вокзала) принципиально нет газетных киосков (и там в одном карты Хабровска и Биробиджана стоят 180 и 200 рублей соответственно, в другом - 200 и 240). Однако утром понял, что ошибся: в одной из палаток продавались газеты, в том числе и "Биробижанская звезда" (не давшую лишиться языка многим еврейским пистелям со всего СССР "Биробиджанер штерн" видел только в виде типографии). Не купил: мне показалось, что от старой она отличается также, как нынешняя "Комсомолка" - от "Комсомолки" времен Маяковского. Может, и ошибся...
В 102-м номере "Нового литературного обозрения" меня просвещали о том, как писалась классическая еврейская литература (в смысле: из городского пейзажа исключалось все русское, за исключением, разве что, урядника; в 70-м номере "Неприкосновенного запаса" Сергей Харевский пишет, что Моисею Кульбаку с Минском удавалось сделать такое еще в 1920-е). Биробиджан построен явно не по этому принципу: если стать спиной к вокзалу лицом к неработающему фонтану с менорой и поднять глаза чуть направо, то за скульптурой еврейских переселенцев (в которых никакого желания строить "Красный Сион" я не заметил) виднеется кафедральный собор (даже на плане города религиозные организации отмечены крестом, а не щитом Давида). Полторы синагоги на город на то, что этот Сион предполагался именно красным, не спишешь... Даже на гербе Еврейской автономной области - тигр, а скульпутра на набережной - журавли (или аисты), а не goldene pave или klorwaysn tsigele.
Впрочем, церковь ЕХБ называется "Шолом", надписи на вокзале, части государственных учреждений и мемориальных досок (поэтесса Вассерман - на руссом и идиш, Шолом-Алейхем - только на русском) дублирются на идиш. Какой-то еврейский дух в городе поддерживтется (видел я и жертву этого духа, когда покупал билет до Красноярска: передо мной мужчина покупает билет до Одессы, женщина: "передавайте привет Одессе!"), но он какой-то "с миру по нитке" (в том числе есть и отсылающие к Одессе названия; но как наличие "Привоза" не делает Омск "жемчужиной у моря", так и Биробиджану эти надписи мало помогают), как зарождение города; "типичного биробижанца" я, например, себе не представляю...
Но, в заключение, сцена из жизни: остановка, полная народа. Мимо идут женщины: "там-то случилась авария, автобусы пустили в объезд, зря ждете"... И еще: местный театр (как и красноярский фонтан "Реки Сибири") заставил с тоской подумать: почему Апполона и муз не разместили около минского оперного?!
Хотя Красноярск и полон несочетаемых стилей, но это почему-то не раздражет. Планы города обладают удивительным свойством: когда нашел, что искал, видишь: правильно изображено!.. Пользоваться же планом по-обычному удавалось, может, часа три из без малого суток (так все отмеченное и не нашел)... Фонтаны в городе действительно замечательные (есть фонтан с Фемидой, есть с Лениным... Есть и перегибы: что, например, делает "Похищение Европы" чуть западнее цетра Сибири?! Или что Коломбина с Арлекино делают у ТЮЗа, можно сказать, за спиной Маяковского?), как и Параскева Пятница (из-за нее, собственно, я в Красноярске и выходил. Не пожалел. Для профана-меня главное ее достоинство: маленькая, а издалека видно! Хотя всего лишь часовня...).
Просто памятники и "городская скульптура" пордовали меньше (зачем глыба возле Чехова? Или под Андреем Дубенским - "ласточкины хвосты" Московского кремля?). Как в Минске - два нулевых километра, два Богдановича, две Евфросиньи Полоцкой, полтора Шевченко, так и в Красноярске - два Пушкина, два Сурикова, куча Лениных (в этом он тоже не одинок). Кстати: кроме памятника чешским легионерам на кладбище (аккурат между воинами-интернационалистами и павшим в Великой Отечественной. Впрочем, чешский памятник уравновешивается мемориальной доской Ярославу Гашеку, а рядом с мемориалом Великой Отечественной - памятный камень изгнанным калмыкам) других памятников героям и жертвам Гражданской войны не видел.
Город косит под Париж не только Эйфелевой башней, но и пальмами в кадках (кажется, в отличие от других деревьев "в горшках" - настоящими!), но субботняя очередь перед воротами городского парка за пять минут до его открытия все портит. Пожалел, что по дороге из Биробижана не завернул в Благовещенск: тогда как раз бы попал на "Красноярск поет Высоцкого" (в других городах или ничего такого не заметил, или то, что заметил, не понравилось зачислением Высоцкого в "шансон". В связи с его "Тюменской нефтью" и тюменским же памятником Эрве, особенно удивило это в Тюмени. Когда писался этот текст, на youtube было только одно выступление с этого концерта, поэтому, народ, поелитесь записью всего, плз!..). Дурацкая реклама, а вот городское радио не раздражало. И еще: какие только надписи не увидишь на киосках с прессой! Но только в Красноярске - "Розпечать".
Томск порадовал скамейками, городской скульптурой возле роддома (по обе стороны проспекта), музеем города и одной из площадей, на которые он смотрит (с барельефами об истории города); заинтересовал (я не пожалел 50 рублей. Кроме Клюева, чье единственное сохранившееся томское стихотворение показало, как он сломался: "Хлебников имаженистов" стал вполне традиционным поэтом; - меня там зацепила фотография какой-то "И. Полонской" - очень похожа на известную всем любителям Маяковского Нору. Вот так вот Советское правительство обходилось с родственниками "ближнего круга" "величайшего и гениальнешего"!..) музеем истории сталинских репрессий (рядом с которым кроме калмыцого мемориального камня, - они у них, что, стандартные? - стоят общий, латышский, польский и эстонский; зато другой указанный на карте памятник жертвам репрессий я почему-то не нашел!) в следственной тюрьме НКВД (которая, однако, охраняется государством как гораздо более приличное здание: церковно-приходской школы), и "убил" "святой Татьяной" с какими-то амурчиками на площади, где он соседствует с памятниками погибшим в Великую Отеественную и борцам за Советскую власть в Гражданскую. Также не удержались, чтоб не поставить у Ленина хотя бы часовню (в 2009-м это мне даже надоело!), но хоть не под нос, а сбоку - и то спасибо!
Томск, кажется, первый город, в котором я побывал, где Сакко и Ванцетти удостоились двух отдельных улиц (другим городом стала Тюмень, но из-за упомянутой раковой опухоли там они рискуют исчезнуть). Может, из-за раскиданности исторической застройки, тот новострой, что отгораживает одну из ее частей от Томи, раздражает куда меньше; более того: среди него есть несколько зданий, могщих лет чрез сто быть зачисленными в какую-нибудь "неоэклектику" со всеми вытекающими последствиями.
В Томске тоже есть "взвоз", так что вопрос некоторых кивлян "почему наши узвизы переводят как спуски?" подтверждается не только Саратовым и Тобольском!.. Уезжая, заметил магазин "Интрига" с "рукописной" вывеской, которую можно прочесть и как "И ни фига" (в одно слово) и жалел, что обошел далеко не весь город. И еще: не смотря на все его недостатки, когда я шел по проспекту Кирова, я жалел, что родился не в нем.
Думал было обойти Новосибирск молчанием, но все же скажу, что его детская железная дорога круче минской (детскими жеезными дорогми я стал меряться, погостив в Узбекистане). А вообще он не "зацепил": фигур на афишных тумбах для этого мало!.. А до сих пор висящее обещание отреставрировать сквер возле ДК им. Калинина - это вообще позорище!.. Даже сталинская архитектура требует спасения. Впрочем, под конец я начал различать в Новосибирске Новониколаевск (из нового не увидел ничего лучше "нулевого километра"), но большей частью боковым зрением, сил подходить ближе уже не было, а надписи "улица такая-то - бывшая такая-то" раздражали: зачем об этом писать, если от старой улицы на ней ничего не осталось?.. По разные стороны некоторых улиц - разные названия. Еще удивил костел "новорусской" архитектуры.
Про Омск осталось сказать совсем немного. Порадовал привокзальный Ленин, который не столько даже машет отъезжающим, сколько крестит их. "Реставрция омской крепости" понравилась куда меньше музея города Томска. Окрашенные в триколор столбы на главных улицах напомнили Унечу образца 2009 года, но почему-то раздражали меньше (может, из-за адмирала Колчака, которого боялся увидеть выше крыши, но память о котором, с первого взгляда, ограничена набором открыток). Омский (и тюменский, но омский - больше) костел какой-то лютеранский по архитектуре. Все остальное сказано о "городах в общем" и (где без конкретики) о Томске. И еще: на вокзале встрелися новый Бендер (не в смысле комбинатора, а в смысле голубой мечты детства, которая теперь из Рио де Жанейро правртилсь в Гоа).
Что до Тюмени, то, хотя усадьбы тюменских купцов поскромнее екатеринбургских, если бы не упомянутая раковая опухоль, это был бы лучший центр субъекта федерации в моем личном хитпараде! Повеселил номер такси 666-666 (в Тюмени он не единственный), но когда такой же номер такси я услышал в рекламе в Перми, я понял, что россияне уже не суеверны. Впечатлили "лавиноопасные" крыши, фрагмент первой городской мостовой, и то, что перекресток возле Дома Советов - нерегулируемый - и ничего!.. Правда, тюменское деревянное зодчество больше похоже на вызывающее жалость европейское, чем сибирское, и их Промышленный переулок - как когдатошний минский Кирпичный. Ну, и мосты через Туру не понравились.
Т. к. о Москве и Вязьме ничего писать не буду, ибо про них отметился в отчетах о предыдущих поездках, да и сейчас далеко от вокзала не отходил (разве что отмечу, то за год пассажиропоток Беларусь-Москва и обратно возрос, но еще не смертельно: если со дня на день билет можно купить только в купе, то на следующий день пацкарт вполне доступен), то осталась Пермь. Про развалины деревянного дома, для которых то, над чем я плакал в приволжских городах в 2009-м, - только полуфабрикаты, я уже написал. Законсервировать бы это безобрзие и показывть всем: до чего доводит небрежение культурой!.. Тут, конечно, всегда была богатая культурная жизнь, но мне показалось, что это (по гельмановский музей современного искусства включительно. Намек на современное искусство я обнружил во флаге пермского края) - попытка сбежать из этого архитектурного чистилища (я тут с больной ногой [пострадала при купании мобильника, но заболела только после Тюмени] даже к сталинке через весь квартал ринулся! Впрочем, и тут и они, и более древние нуждаются в реставрации), т. к. два туристических маршрута даже с прилегающими "довесками" - это капля в море!..
С больной ногой еду на вокзал Пермским трамваем. Он заявляет о своей неисправности и предлагает сесть в следующий за ним. Тот проезжает без остановки. Следующий по маршруту должен идти мимо, но - о счастье! - идет в депо. Через вокзал. Там были такие очереди, что испугался - и купил билет на электричку. Потом все-таки купил полноценный плацкарт, так что упомянутые уже потери случались и от потери самообладания.