?

Log in

No account? Create an account
хроники вялостановящегося бахаи
"Приветствую тебя, бич Божий!" (с) епископ Труа св. Луп - Аттиле
уф-ф-ф!.. 
Среда, 15 мар 2017, 13:09
freedom from secularism
Это, правда, еще не все, но эпопея с "Высшими органами..." все-таки выходит на финишную прямую!.. Хотя по-прежнему что-нибудь всплывает (например, в положении о Департаменте по авиации Минтранса до сих пор записано "ведение учета авиационных событий, происшедших с гражданскими воздушными судами", а в положении о Гознаке — "мероприятия о разработке и производстве бланков и документов, специальных материалов, о развитии необходимой научно-производственной базы, об организации изготовления приборов": во всех трех случаях куда лучше выглядели бы "по"), но сил что-нибудь находить становится меньше и меньше, так что этот пост, наверное, действительно будет прощальным...

Внимательное чтение закона "О Президенте Республики Беларусь", в частности, его 17-й статьи, демонстрирует странную иерархию: "Президент:
...
4) назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
5) образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;
6) с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра Республики Беларусь;
7) определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;
8) с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь из числа судей этих судов;
9) с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка Республики Беларусь;
10) назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;
11) освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Председателя и членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка Республики Беларусь по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;
12) назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
...
16) назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте Республики Беларусь и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Беларусь;
...
27) формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь;
28) является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил Республики Беларусь;
..."


В этой статье еще много чего интересного, но я решил ограничиться тем, кого Президент назначает / освобождает от должности и в каком порядке. Хотя первыми идут члены Центризбиркома (раньше них упомянуты только референдумы и палаты нынешнего парламента), но назначение председателя Центризбиркома идет через запятую с назначением рядовых судей Верховного и Высшего Хозяйственного Суда (председатели этих судов упомянуты пунктом выше; при этом освобождение их от должностей свалено в один общий пункт), а назначение / освобождение от должности председателя КГК идет отдельной статьей (впрочем, готов согласиться, что это было неизбежно: он все-таки рангом ниже министров, а, в отличие от упомянутых судей, его назначение Президент ни с кем не согласовывает). Прочую иерархию оставлю без комментариев.

Был такой Комитет по материальным резервам при Совете Министров Республики Беларусь, который иногда издавал и свои правовые акты. Например, в постановлении от 2 апреля 2002 года он ссылается на Указ Президента, которым этот комитет был образован, а 4 октября того же года — уже на положение о комитете, как полагается, утвержденное СовМином, но ... от 31 октября 2001 года. Т. е. это (страшно засекреченное: в БД "Эталон" отстутствует!) положение как минимум пять месяцев (а как максимум — около года: точный срок установить невозможно, т. к. между этими датами постановления этого комитета в БД "Эталон" тоже отсутствуют) не могло дойти до тех, кого оно, собственно, касалось!..

Большое Белорусское Счастье указом #122 от 23 сентября 1994 года реорганизовало Госкомитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике в Комитет по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике (тем, кто не понял формулировку пункта, постановление КабМина от 11 января 1995 года разъяснило, что имелся в виду комитет в составе МЧС с правами юридического лица). Потом Родной Горячо Любимый тем же указом #30 от 11 января 1997 года, которым он из названия МЧС выкинул Чернобыльскую АЭС, преобразовал этот комитет в полноценный комитет при МЧС. Указом #147 от 20 марта 1998 г. Рыгорыч, не мудрствуя лукаво, признал абзац, с коророго все началось, утратившим силу. Комитет при этом продолжал действовать как ни в чем не бывало до 24 сентября 2001 года, когда указом # 516 его понизили до департамента с правами юридического лица. На зло тем, кто мог подумать, что отмена абзаца из указа от 23 сентября 1994 года связана с изменением статуса комитета, 20 марта 1998 года указом #147 Большое Белорусское Счастье признало утратившим силу абзац, которым признавались утратившими силу абзацы из указа от 23 сентября 1994 года (там в каждом абзаце говорится про несколько органов сразу; то есть, похожие истории есть не только про этот комитет, но я решил не засорять сеть всеми подробностями). Правда, 13 февраля 2007 года утратил силу и соответствующий абзац указа от 20 марта 1998 года, а сам этот указ подействовал еще до 11 августа 2011 года (указ же от 23 сентября 1994 года утратил силу 26 июля 2004 года). В общем, очень напоминает истории о том, как мафия убирает свидетелей и исполнителей!..

Почти перестал рассказывать о двусмысленностях, но в структуре Комрезерва, например, был отдел модернизации основных фондов и чрезвычайных ситуаций. И как они чрезвычайные ситуации модернизировали?..

После очередного переделывания текста нашего справочника не только законы БССР стали законами Республики Беларусь (этим и БД "Эталон" страдает), но и оказалось, что 4 марта 1990 года на ее территории избирали Верховный Совет Республики Беларусь (я тогда был еще слишком молод, и избирательные права получил только к президентским выборам, но, насколько я помню, мои родители выбирали Верховный Совет БССР: вангами, предвидящими близость Беловежских соглашений, никто из них не был!).

Собственно, в основном про нормативно-правовые странности, связанные с изменениями названия государства, выходом его из Союза, сменой формы правления (с парламентской на президентскую) и т. д., я и хочу сейчас рассказать.

Я уже писал в первом посте про наш справочник, что в хронологические рамки включено несколько эпох. При чем и переход от БССР к Республике Беларусь, и появление двухпалатного парламента (с возвращением правительству названия СовМин) происходили хотя и без вооруженных столкновений, но и далеко не мирно. Поэтому анахронизмы в положениях некоторых высших органов вызывают ассоциации с БНР и Тайванем (я писал про них, когда в первый раз рассказывал про СовБез).

11 июля 1990 года Верховный Совет создал Госвнешэкономсвязи, а 13 марта 1991 года СовМин утвердил положение об этом Госкомитете. Учитывая даты, ничего удивительного, что в этом положении сплошь и рядом упоминается БССР (и даже иногда СССР), но дело в том, что СовМин аж дважды вносил в это положение изменения и дополнения: 14 сентября 1992 года и 21 июня 1993 года. Благодаря этим изменениям, например, п. 6.4 изменился до неузнаваемости: из одного абзаца с упоминанием БССР он превратился в тринадцать, в некоторых из которых упоминалась Республика Беларусь. Но это был единственный пункт, который более-менее привели в соответствие с актуальной ситуацией: например, в п. 6.1. "контролировать соблюдение министерствами, государственными комитетами, ведомствами БССР, участниками внешних экономических связей, расположенными на территории Белорусской ССР, установленного порядка осуществления внешнеэкономической деятельности, в том числе обеспечивающими прием и обслуживание иностранных туристов, заслушивать отчеты руководящих работников этих организаций об исполнении законодательства Белорусской ССР в области внешнеэкономических связей, о защите интересов республики на внешнем рынке и других вопросах внешнеэкономического сотрудничества", единственное, что они решили изменить, — после слов: "осуществления внешнеэкономической деятельности" добавили "и валютного регулирования".

В качестве примера неторопливости наших сочинителей нормативных актов можно привести Минлесхоз: мало того, что почти два года независимости он жил по положению еще начала 1971 года, так новое положение, по которому он подчинялся СовМину, было утверждено меньше чем за год до появления КабМина и Президента (кстати: в положении не было указано, кто должен назначать Министра, и поэтому в 1994 году его своим указом назначило Большое Белорусское Счастье), а переподчинение КабМину (вместе с указанием, что министра назначает Президент) произошло, опять же, меньше чем за год до его переименования обратно в СовМин.

Минвнешэкономсвязи, не смотря на то, что просуществовал до декабря 1998 года, если верить положению, взаимодействовал только с КабМином (хотя СовМин мог внести соответствующие изменения, когда дополнял это положение 27 мая 1997 года), но по сравнению, например, с Госкомспортом, который до сентября 1994 (а фактически — до января 1995) года "обеспечивал проведение всесоюзных соревнований", — это начинает казаться мелочью.

21 января 1997 года вновь образованный СовМин издал постановление # 15, которым поручил "руководителю Аппарата Совета Министров Республики Беларусь в месячный срок утвердить Инструкцию по делопроизводству в Аппарате Совета Министров Республики Беларусь и Инструкцию об организации работы Аппарата Совета Министров Республики Беларусь по контролю за исполнением". При этом сам Аппарат Совета Министров появился только 24 января 1997 года (точнее, постановлением # 27 Аппарат Кабинета Министров Республики Беларусь был преобразован в Аппарат Совета Министров Республики Беларусь).

Не проверял, но похоже Управделами Президента тоже не обновляло свое положение и на него (по крайней мере, в 2008 году) возлагалось финансовое, материально-техническое и социально-бытовое обеспечение деятельности и Верховного Совета, и Аппарата КабМина (другие органы в перечне уже не являлись анахронизмом).

В положении о допрезидентском СовБезе (так и не смог понять: почему он в нашем справочнике входит в "институт президентства", а не, например, в "органы специальной компетенции"?) сказано, что он "в период военной угрозы и в случае войны ... определяет порядок, руководит мобилизацией военных структур". Авторы хотели сказать, что он определяет порядок мобилизации военных структур и руководит ей (или что-то вроде этого), но получилось, что они (частично) свели его функции до уровня простого регулировщика. Хорошо, что не пришлось применять это положение на практике!..

В пока еще действующем постановлении о Минэкономики с 16 октября 2007 года существует пункт, над которым я до сих пор медитирую: "Минэкономики осуществляет административную и финансово-хозяйственную деятельность департаментов (в части приема и увольнения работников, заключения контрактов, осуществления контроля за выполнением их условий, принятия решений об их досрочном расторжении, применения к работникам департаментов мер поощрения, наложения дисциплинарных взысканий, ведения бухгалтерского учета и отчетности, делопроизводства)". Дело в том, что как и комитеты, департаменты бывают двух видов: более-менее самостоятельные, с правами юридического лица, — и без оного, просто структурные подразделения. Сочинять этот пункт для последних было бы довольно странно (ибо он столь же очевиден как то, что солнце всходит и заходит), да и, если верить составителям, нет в структуре Минэкономики таких департаментов!.. А если имеются в виду первые, — то значит, департаменты, имеющие бланки и печати с изображением государственного герба и даже счета в банке, хотя и имеют право заменить перегоревшую лампочку, но вообще-то им не доверяют.

Не знаю, как оно было при советской власти (соответствующие справочники издавались давно, и тогда таких вопросов не возникало, хотя до сих пор ходят рассказы о том, что многие министерства были не согласны с тем, что про них написано; а БД "Эталон" небогато на советские правовые акты), но странности были еще в переходный период: 29 октября 1991 года Верховный Совет умудрился принять и Закон "Об образовании", и постановление "О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь "Об образовании в Республике Беларусь". Сиди и думай: как этот закон назывался на самом деле?!

В нашем справочнике есть статьи про органы, все переименования / переподчинения которых уложены в пределы одной статьи: Министерство по делам обороны, из названия которого исчезло "по делам"; комитеты при СовМине, которые прекращали свою деятельность в качестве комитетов при КабМине (и наоборот); некоторые департаменты (и не только), более круто изменявшие свою подчиненность, и т. д. (один департамент удостоился лишь упоминания потому, что он был образован только в конце 2008 года, которым заканчиваются хронологические рамки справочника). Но большинство органов сподобились по статье на каждый этап их "большого пути", и эту несправедливость далеко не всегда можно объяснить.

И еще пару слов о концепции справочника: если честно, я так ее до сих пор до конца и не понял: или содержащаяся там информация избыточная, или — явно недостаточная. Например, списки функций: основные приводить не надо вообще, так как они интуитивно понятны из названия органа, или их нужно приводить все! А то (дабы уложиться в три бумажных тома), например, из функций Минобразования исчезло явно неинтуитивное "осуществляет в соответствии с законодательством управление принадлежащими (sic!) Республике Беларусь и переданными (sic!) в управление Минобразованию государственной долей акций открытого акционерного общества "Пуховичский опытно-экспериментальный завод".

Учитывая обилие изменений и дополнений, которым подвергались положения (составители ограничились перечислением тех положений, которые вносили "существенные" изменения, хотя вопрос, что считать существенным, остается открытым: по-моему, факт наконец-то правильно поставленной запятой тоже достоин упоминания!), логичнее было бы указывать даты, с какого и по какое тот или иной орган выполнял конкретные функции (упомянутое управление акциями пуховичского завода Минобразования осуществляет с 31 июля 2006 года по настоящее время), а в скобках приводить все хронологические разночтения. Но увы! Кроме редких исключений, в справочнике приводятся только перечни из последних по времени (учитывая хронологические рамки, не позднее 31 декабря 2008 года) положений.

Есть в справочнике и фразы, первоисточников которых я не нашел (потому что они не публиковались и хранятся в архивах), выглядящих весьма интересно. Например: "Материально-техническое и иное обеспечение деятельности Администрации Президента Республики Беларусь осуществляется Кабинетом Министров Республики Беларусь только за счет республиканского бюджета". Т. е. Совет Министров ее обеспечением не занимается. Так подтверждаются слухи о "черной" кассе!

Единственное утешение, что в большинстве случаев речь идет о функциях, а вовсе не обязательно, что какой-либо высший орган будет осуществлять их все: так Президент имел право (позже превратившееся в полномочие) вводить военное положение, но пока что нас Бог миловал!.. Так что все это — только потенциальные (хотя и нормативно зафиксированные) возможности.

Ну, и еще несколько слов о том, что вошло в справочник, — а что нет. Издал 27 января 2003 года Родной Горячо Любимый указ #43, которым (среди прочего) "[р]еорганизова[л] путем слияния ... [РУП] по материально-техническому снабжению [АПК] "Белагроснаб", [РУП] по материально-техническому обеспечению "Белагропромкомплект", [РО] по производственно-техническому обслуживанию [АПК] "Белагропромтехника", [РУП] по агрохимическому обслуживанию сельского хозяйства "Белсельхозхимия" и [РСО] "Трест Промбурвод" — в [РО] "Белагросервис". Так вот, справочник вошли только объединения (кроме, почему-то, "Промбурвода"), а у предприятий вошли их предшественники (тоже объединения: значит, есть у них функции центрального управления, достаточные, чтобы "юридическим рылом выйти"!)
ЖЖ создан в 06:31 GMT 21 окт 2017 .