?

Log in

хроники вялостановящегося бахаи
"Приветствую тебя, бич Божий!" (с) епископ Труа св. Луп - Аттиле
!مبعث مبارک 
Суббота, 21 май 2016, 10:34
freedom from secularism
Боюсь, вовремя поздравить не получится, поэтому — лучше раньше, чем позже!..

Все словари говорят, что "مبعث" — это провозглашение Своей Миссии Мухаммадом, но в персидском переводе Китаб-и Ақдас это слово употребляется для обозначения провозглашения Миссии Баба, при чем без всяких изафетных конструкций! Те, кого это смущает, может пользоваться "بعثت حضرت باب" или "اظهار امر حضرت باب". Желающие придать поздравлению восточный колорит, могут титул Баба заменять на "نقطه بيان" (Точка Байана), "نقطه اولی" (Первичная Точка); "اعلی" или даже "رب اعلی" (Наивозвышенный или Наивозвышенный Господь) [все конструкции также найдены в персидском переводе Китаб-и Ақдас].

В одной из недавно упоминавшихся статей Момена говорилось, что фундаменталисты / либералы бывают и среди последователей "ложных богов" / псевдорелигий. В принципе, мое отношение к коммунизму (особенно в перестройку, о чем я тоже писал) было вполне фундаменталистским (не знаю: насколько это является доказательством психологической основы разделения фундаменталистов и либералов). По этому поводу я решил собрать энциклопедические статьи (без комментариев, хотя там и есть некоторые неточности) о Бабе, Его Вере / движении и Бабидских восстаниях и — для сравнения — о Вере бахаи (отдельной статьи Бахаулла, кажется, ни в одной советской энциклопедии не удостоился) из трех изданий Большой советской энциклопедии и однотомного Советского энциклопедического словаря. Эту идею можно подкрепить и цитатой из Шоги Эффенди:

Суровые законы и повеления, данные Бабом, можно правильно оценить и понять только в свете Его собственных высказываний относительно природы, цели и характера Его Завета. Как явствует из этих высказываний, Завет Баби был, в сущности, своего рода революцией — религиозной и, несомненно, социальной [выделено мной. — П. Р.], — и потому период его действия был неизбежно коротким, но при этом наполненным трагическими событиями, разрушениями и коренными преобразованиями. Эти решительные меры, на которые пошел Баб вместе со Своими приверженцами, и которые предпринимались с целью подрыва самих основ шиитской ортодоксии, были призваны расчистить путь для прихода Бахауллы. Ради того, чтобы отстоять самобытность нового Завета и подготовить почву для грядущего откровения Бахауллы, Баб по необходимости являл весьма суровые законы, большинство из которых так никогда и не было введено в действие. Но уже сам факт того, что Он их провозглашал, доказывал самостоятельный характер Его Завета и вызывал столь широкое волнение, а также столь сильное противодействие со стороны духовенства, что все это, в конце концов, привело к Его мученической кончине (KA, n109).

Баб собственно Али-Мухаммед (1820—1850), — основатель секты бабидов, возглавившей в 1848—52 в Иране массовые демократич. бабидские восстания (см.). Став последователем секты шейхитов, проповедовавшей идею о скором пришествии мусульманского "мессии" — махди, он в 1844 объявил себя Бабом, т.  е. вратами, через которые должен действовать ожидаемый пророк-избавитель. Его проповеди против феодальных законов и порядков привлекли к нему многочисленных последователей. В 1847 он объявил себя уже махди. Будучи арестован шахскими властями, Б. в заключении написал книгу "Беян" ("Откровение"), в к-рой изложил основные положения бабизма. По приказу шаха Б. был расстрелян. На почве массовой антифеодальной борьбы менялась идеология бабидов. Ученики Б. во главе с выходцем из крестьянской семьи Мухаммедом-Али Барфурушским развили демократич. элементы учения Б. Молла Мухаммед-Али Барфурушский объявил в Бедаште об освобождении людей от выполнения феодальных повинностей и налогов, о лишении " высоких", т.  е. господствующего класса, всех привилегий и прав, об отмене частной собственности и об установлении общности имущества. В условиях господства пережитков средневековья в Иране в середине 19 в. эти требования были утопическими, но в них выражались революционно-демократич. стремления масс, направленные к уничтожению феодальной собственности на землю и другие средства производства. БСЭ, 2
(наст. имя Сейид Али Мохаммед) (20.10.1819—9.7.1850), основоположник секты бабидов, возглавившей бабидские восстания 1848—52 в Иране. Будучи последователем шиитской секты шейхитов, проповедовавшей идею о скором пришествии мусульм. мессии — махди , объявил себя в 1844 вратами (Баб), через к-рые махди передаёт свою волю народу. В 1847 был арестован. В заключении написал кн. "Беян" ("Откровение"), в к‑рой изложил основы своего учения (см. Бабизм). Во время бабидских восстаний расстрелян шахскими властями в Тебризе. БСЭ, 3
(собств. Сейид Али Мохаммед) (1819—1850), осн. секты бабидов. В 1844 объявил себя Бабом, т. е. "вратами", через к-рые должна передаваться людям воля пророка-избавителя (махди). В 1847 арестован; во время возглавленных его последователями бабидских восстаний 1848—52 расстрелян. СЭС
Бабизм магометанская секта в Персии, основанная в 1844 / 45 Мирзой-Али-Мохаммедом из Шираза, к-рый происходил из среднего класса и род. в начале 20 гг. 19 в. Он был учеником Сайда Казима из Решта, главы шайхиев, крайней шиитской секты (см. Шииты). Красноречивый, полный энтузиазма и нравственно безупречный, Мирза-Али-Мохаммед имел большой успех. Он назвал себя «бабом» (что значит "врата", т.-е. посредник между богом и людьми). Религиозная часть учения Баба полна мистики, концепция божества — пантеистическая, мир изображается возникшим из бога путем эманации. В области политики Баб рисовал себе, как идеал, теократическое государство. В реальной политике бабисты, впрочем, участия не принимали. Социальные взгляды баба — очень передовые для его времени: запрещение женщинам носить покрывало; моногамия, как идеал; участие женщины в верховном совете из 19 первосвященников. Покушение одного. бабиста на шаха Наср-Эддина (1852) вызвало жестокие репрессии. Многие были высланы в Турцию, другие погибли мучительной смертью. В 1863 Б. разделился на две секты: бехаистов и эзелистов (названы по прозвищам их основателей). Первых было в начале 20 в. до 1 милл. человек, вторых — до 200 ч. Последователи Б. находятся даже в Америке. БСЭ, 1
религ. учение секты бабидов, созданной Бабом в 40-х гг. 19 в. в Иране. Б. провозглашал окончание эпохи господства законов, основанных на Коране и Шариате, замену их новыми, по существу буржуазными, порядками, изложенными в священной книге Б. "Беян", написанной Бабом: равенство всех людей, защита прав личности и собственности, установление священного царства бабидов, изгнание из него небабидов и конфискация и раздел их имущества между бабидами и др. Демократич. элементы Б. были развиты учениками Баба — Мохаммедом Али Барфорушским, Куррат эль-Айн и др., к-рые проповедовали отмену всех налогов, повинностей и частной собственности, введение общности имущества, установление равенства женщин с мужчинами. После поражения бабидских восстаний 1848—52 один из учеников Баба — Бехаулла отбросил радикальное содержание Б. и создал новое, космополитич. учение — бехаизм. БСЭ, 3
религ. учение, созд. Бабом в 40-х гг. 19 в. в Иране. Б. провозглашал окончание господства законов, осн. на Коране и Шариате, замену их новыми, исходящими из принципов: равенство всех людей, защита прав личности, установление свящ. царства бабидов и др. Демокр. элементы Б. были развиты последователями Баба во время бабидских восстаний. СЭС
Бабидские восстания народные антифеодальные восстания в Иране в 1848—52, объективно направленные также против начинавшегося закабаления Ирана иностранным капиталом. Движущими силами Б. в. были крестьяне, ремесленники и мелкая торговая буржуазия. Восстания происходили под лозунгами религиозно-политического учения Баба (см.) и были возглавлены представителями низшего духовенства и торговцев. Общественно-экономическая и политическая отсталость страны обусловила наличие в Б. в. черт, характерных для средневековых народных движений, — религиозную форму, мечты о счастливом вечном царстве. Борьба против феодальной собственности облекалась бабидами в форму требования отмены частной собственности и др. Самые крупные Б. в. имели место в районе г. Шахи (ранее Алиабад) в Мазандеранской провинции и в г. Зенджане. В обоих этих местах повстанцы пытались осуществить отмену частной собственности, установить общность имущества и равенство людей. Эти восстания были подавлены. Первое восстание бабидов на юге Ирана в г. Нейризе (провинция Фарс) в июне 1850 было подавлено через несколько дней. Однако жестокие расправы со стороны властей вызвали в этом районе вскоре новое восстание бабидов, которые ушли в горы, где в течение долгого времени отбивались от правительственных войск и отрядов ханов. После подавления второго Нейризского восстания бабидские проповедники перешли к террору. В августе 1852 они совершили неудачное покушение на жизнь шаха, после чего последовали массовые казни их. Поражение Б. в. явилось результатом их стихийности, слабой организованности и разрозненности восставших. БСЭ, 2
народные восстания в 1848—52 в Иране против феод, строя и, объективно, против начавшегося закабаления страны иностр. капиталом. Движущие силы Б. в. — крестьяне, ремесленники, гор. беднота и мелкие торговцы. Общественно-экономич. и политич. отсталость Ирана обусловила религ. форму восстаний и руководство ими представителями низшего духовенства и мелкой торг. буржуазии из секты бабидов (см. ст. Баб и Бабизм). Антифеод, чаяния нар. масс приобретали у бабидов форму требования отмены частной собственности, а борьба против эксплуатации превращалась в мечты о счастливом царстве бабидов с общностью имущества и равенством людей. Первое восстание происходило в Мазендеране с сентября 1848 до мая 1849 (к Ю.-В. от г. Барфоруша), где св. 2 тыс. чел. восставших, гл. обр. крестьян и ремесленников, построили крепость. Во главе с моллами Мохаммедом Али Барфорушским и Хосейном Бошруе восставшие пытались ввести равенство и общность имущества. Восстание было подавлено шахскими войсками. Второе, Зенджанское, восстание (июнь—декабрь 1850) было наиболее организованным и упорным. Основные участники — ремесленники и крестьяне прилегающих к Зенджану деревень. В восстании активное участие принимали женщины. Восстание было жестоко подавлено. Третье восстание началось в июне 1850 в Нейризе, где оно в течение нескольких дней было подавлено. Вслед за тем длительная вооружённая борьба бабидов против шахских войск развернулась в горных р-нах вокруг Нейриза. После разгрома этих трёх разрозненных Б. в. движение бабидов потеряло массовый характер, а их проповедники перешли к террору. Неудачное покушение на шаха Наср-эд-дина в авг. 1852 привело к массовым казням бабидов. БСЭ, 3
нар. антифеод, восстания в Иране (в Мазендеране, Зенджане, Нейризе и др.) под рук. бабидов в 1848—52, объективно направл. также против начавшегося закабаления Ирана иностр. капиталом. Участники: крестьяне, ремесленники, низшее духовенство, торговцы. Жестоко подавлены. СЭС
Бехаизм см. Бабизм БСЭ, 1
космополитическое учение, возникшее в середине 19 в. в Персии и отражавшее интересы и взгляды персидской компрадорской буржуазии, Своё название Б. получил по имени Бехауллы, одного из учеников Баба — основателя секты бабидов, возглавившей в 1848—52 массовые демократич. восстания в Персии. Бехаулла после поражения бабидских восстаний (см.) и казни Баба отбросил все революционно-демократич. элементы учения бабизма и выступил против революционных методов борьбы с персидской реакцией, шахским самодержавием и иностранным капитализмом. Б. защищает частную собственность и социальное неравенство, осуждает всякие выступления против властей; Б. отрицает принципы национальной независимости и государственного суверенитета, защищает антинациональную идею ликвидации национальных границ и создания "единого мирового государства"; проповедует необходимость соединения религии с наукой и другие идеи, выгодные империализму и реакции. Американские и английские империалистич. круги с конца 19 в. оказывают всяческую поддержку бехаистам, субсидируют их, способствуют созданию и деятельности бехаистских общин в США и Англии. Б. используется ими как одно из орудий духовного разоружения народов Ближнего Востока. БСЭ, 2
космополитическое религиозно-политич. течение; распространилось в странах Бл. Востока, Зап. Европы, США и отчасти в царской России. Б. получил название от прозвища его основоположника Мирзы Хусейна Али Бехауллы (букв. — блеск божий). Б. первоначально возник в Ираке в сер. 19 в. как секта в среде бабидов, бежавших из Ирана от преследований шахского правительства после подавления бабидских восстаний 1848—52. Положения Бехауллы, изложенные им в посланиях (лаухах) и "Священнейшей книге" ("Китабе Акдес"), должны были заменить Коран и "Беян" Баба. Бехаулла устранил из бабизма его революционно-демократич. элементы, выступил против революционных методов борьбы с иранской реакцией, защищая частную собственность и социальное неравенство. Б. отражал главным образом интересы иранской компрадорской буржуазии. Б. проповедует выгодную империализму идею отрицания национального государственного суверенитета, соединения науки и религии и т.  д. Главные центры Б. находятся в США (штат Иллинойс) и в ФРГ (Штутгарт). БСЭ, 3
религ.-полит, течение. Возникло в Ираке в сер. 19 в. после подавления бабидских восст., затем распространилось на Бл. Востоке, в Зап. Европе и США, отчасти в России. Основатель Мирза Хусейн Али Бехаулла проповедовал примирение с шахской властью, феодалами и иностр. капиталистами. В новейшее время Б. проповедует идеи отрицания нац. гос-в, соединения науки и религии. Гл. центр Б. — в США и ФРГ. СЭС


P.  S. Мне даже иногда немного жаль, что революция кончилась. Неужели они не могут быть перманентными?!.
ЖЖ создан в 01:12 GMT 25 май 2017 .